Существует легенда: «Если ребенок до трех лет не пользуется фразовой речью для общения с окружающими людьми, изъявления своих желаний и потребностей – это нормально. Особенно, если этот молчун – мальчик. К трем годам ребенок повзрослеет, поумнеет, станет более послушным. Поймет, что нужно разговаривать…» К сожалению, практика показывает, что молчуны очень редко начинают говорить после трех лет. Они не понимают, зачем пользоваться устной речью, когда можно показать пальцем, сказать что-то невнятное, в крайнем случае – заплакать. Ведь родители и так его понимают. Всегда есть причина, мешающая ребенку заговорить: гиперопека со стороны родителей, недостаток общения внутри семьи, неврологические проявления, часто, на первый взгляд, незаметные. Задача дефектолога – выявить причину, мешающую ребенку заговорить.
Бывают случаи, когда вмешательство специалиста неизбежно. Ребенок не проходит те этапы развития психических процессов, которые положены по возрасту. Родители ждут. Время идет. Объем не сформированных навыков накапливается как снежный ком. Вся семья находится в сильном стрессе. Чем раньше родители начнут действовать, тем больше вероятности, что ребенок сможет пойти в общеобразовательную школу.